доц. Эрштейн М. О.
История зарубежной литературы XVII—XVIII веков
Материалы для подготовки по курсу «ИЗЛ»
Здесь вы можете посмотреть список художественных текстов для читательского дневника, учебные пособия для самостоятельной работы, вопросы к экзамену и к двум практическим занятиям — по комедии «Скупой» Мольера и по роману Гёте «Страдания юного Вертера»
Для того, чтобы успешно сдать экзамен, в течение семестра необходимо написать читательский дневник (тексты для чтения выбираете из списка ниже), подкрепить лекционный и семинарский курс сведениями из учебников и подготовиться к ответу на экзамене по вопросам билетов.
Художественные тексты для чтения


XVII ВЕК

Лопе де Вега. Собака на сене. Фуэнте Овехуна.

Кальдерон П. Дама-привидение. Жизнь есть сон.

Мильтон Д. Потерянный рай.

Корнель П. Сид. Гораций.

Расин Ж. Андромаха. Федра.

Мольер Ж. Б. Тартюф. Дон Жуан. Мещанин во дворянстве. Мнимый больной. Скупой.

Гриммельсгаузен Г. Симплициус Симплициссимус.


XVIII ВЕК


Дефо. Робинзон Крузо.

Свифт. Путешествия Гулливера.

Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша.

Стерн. Сентиментальное путешествие. Тристрам Шенди.

Бернс. Стихотворения.

Вольтер. Кандид. Простодушный.

Дидро. Монахиня.

Руссо. Новая Элоиза.

Бомарше. Севильский цирюльник. Женитьба Фигаро.

Лессинг. Эмилия Галотти.

Гете. Страдания юного Вертера. Фауст.

Шиллер. Разбойники. Коварство и любовь.
Учебники
1. Мурсалиева Л. И. Зарубежная литература XVII—XVIII вв. еков: учеб. Пособие. — Уфа: БашГУ, 2006. (58 экз., абонемент № 1 библиотеки БашГУ)

2. Мурсалиева Л. И., Федоров А. А. История мировой (зарубежной) литературы (Античность, Средние века, эпоха Возрождения, XVII-XVIII) [Электронный ресурс]: учебное пособие / БашГУ; под общ. ред. А. А. Федорова .— Уфа, 2011. Доступ возможен через Электронный читальный зал (ЭЧЗ) https://bashedu.bibliotech.ru/Account/LogOn


Дополнительная литература:

Ишимбаева Г. Г. Образ Фауста в немецкой литературе ХVI-ХХ веков: Учеб. пособие. — М.: Флинта: Наука, 2002. Доступ возможен через Электронный читальный зал (ЭЧЗ) https://bashedu.bibliotech.ru/Account/LogOn
Разумовская М. В. и др. История зарубежной литературы XVII века. — М.: Высшая школа, 2001. (14 экз., абонемент № 1 библиотеки БашГУ)
История зарубежной литературы XVII века. — М., 1987.
История зарубежной литературы ХVIII века. — М., 1987.
Пахсарьян Н. Т. История зарубежной литературы XVII—XVIII вв.еков. Учебно-методическое пособие. — М., 1996.
История зарубежной литературы ХVIII века. — М., 1967.
Артамонов С. Д. История зарубежной литературы XVII—XVIII вв. — М., 1978.
Зарубежная литература эпохи классицизма и Просвещения/ Сост. М. Б. Бабинский. — М., 1994.
Апенко Е. М. и др. История зарубежной литературы XVIII века/ Под ред. Л. В. Сидорченко. — М., 1999.
Читательский дневник является
допуском к экзамену.
Он должен содержать 8 позиций (на выбор).

Как одна позиция списка засчитываются:
1
поэма, роман, драма, повесть;

3 новеллы, рассказа;
5
стихотворений.

Вопросы к экзамену
Вопросы к экзамену по дисциплине

«История зарубежной литературы XVII - XVIII веков»

Заочное отделение, 2 курс. Зима 2020 г.


1. Характеристика развития западноевропейской литературы в XVII веке. Основные художественные направления XVII века.

2. Классицизм как художественное направление западноевропейской литературы XVII века. Литературно-эстетические принципы классицизма.

3. Особенности поэтики барокко как одного из художественных направлений литературы XVII века.

4. Культизм и консептизм как две стилевые тенденции испанского барокко XVII века, их общая характеристика, ведущие представители.

5. Творчество Лопе де Веги. Драматургическая теория Лопе де Веги — создателя собственной школы в испанской литературе XVII века.

6. Социально-политические (исторические) драмы Лопе де Веги. Анализ драмы «Фуэнте Овехуна».

7. Комедия Лопе де Веги «Собака на сене» — смысл названия, принцип построения конфликта, образы главных героев. «Вопросы чести» в драме.

8. Комедия «плаща и шпаги» в испанской драматургии XVII века — значение термина, особенности жанра. Лопе де Вега «Учитель танцев», П. Кальдерон «Дама-привидение» — анализ одной из комедий «плаща и шпаги» (на выбор).

9. Особенности поэтики П. Кальдерона как выдающегося представителя испанского барокко. Отражение принципов барочной литературы в драме «Жизнь есть сон».

10. «Драмы чести» П. Кальдерона. Анализ «драм чести» «Стойкий принц», «Врач своей чести» (на выбор).

11. Этапы творчества П. Кальдерона. Синтетический и аналитический периоды творчества Кальдерона. Анализ пьес «Жизнь есть сон», «Стойкий принц», «Саламейский алькальд» (на выбор).

12. Жизненный путь П. Корнеля. Периодизация творчества писателя. Значение комедий Корнеля для дальнейшего развития французской комедиографии.

13. Художественное своеобразие героической классицистической трагикомедии П. Корнеля «Сид». Классицистические правила, нарушенные драматургом в пьесе. «Спор о «Сиде».

14. Характеристика образов главных героев трагикомедии П. Корнеля «Сид»: Родриго и Химена. Художественное изображение борьбы чувства и долга. Проблемы чести и государственного блага в пьесе.

15. Этапы творческого пути Ж. Расина. Проблема «трагической вины» героев пьесы «Андромаха».

16. Особенности развития конфликта долга и чувства в трагедии «Федра». Характеристика художественных образов главных героев пьесы: Федра и Ипполит.

17. Литературное наследие Ж. Б. Мольера. Эволюция творческого метода писателя.

18. Классицистические принципы в комедии Ж. Б. Мольера «Тартюф». Тема лицемерия в пьесе, особенности финала.

19. «Дон Жуан» Ж. Б. Мольера — литературная история сюжета, философские и эстетические проблемы, поставленные в пьесе. Анализ образов Дон Жуана и Сганареля.

20. Композиция поэмы Дж. Мильтона «Потерянный рай». Проблемы добра и зла, греха и добродетели в поэме.

21. Художественное своеобразие образа Сатаны в поэме Дж. Мильтона «Потерянный рай». Тема бунта.

22. Художественное и философское осмысление немецкой действительности времен Тридцатилетней войны в романе Г. Я. К. Гриммельсгаузена «Симплициус Симплициссимус».

23. Характеристика образа главного героя романа Г. Я. К. Гриммельсгаузена «Симплициус Симплициссимус». Художественные средства создания образа Симплиция.

24. Литературный процесс в Европе XVIII века. Основные художественные направления XVIII века, их общая характеристика.

25. Два этапа европейского Просвещения. Социально-политические и эстетические взгляды просветителей.

26. Просветительский реализм — характеристика основных художественных принципов, ведущие представители.

27. Просветительский классицизм — литературно-эстетические принципы, ведущие представители.

28. Сентиментализм — система художественно-эстетических принципов. Английские, французские и немецкие писатели — сентименталисты.

29. Жизнь и творчество Д. Дефо. Прославление труда и буржуазной личности в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо».

30. Сатирические памфлеты Дж. Свифта. Притча о трех братьях в «Сказке бочки» — смысл названия и основная идея памфлета.

31. Композиция романа Дж. Свифта «Путешествия Гулливера». Образ главного героя.

32. Свифтовская сатирическая палитра в «Путешествиях Гулливера»: от комической до мизантропической сатиры.

33. Конфликт и художественные особенности романа Г. Филдинга «История Тома Джонса, Найденыша». Том Джонс как новый тип литературного героя XVIII века.

34. Л. Стерн — новатор в области жанра романа. Яркое своеобразие художественной формы романа «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена».

35. Мастерство изображения внутреннего мира Йорика в «Сентиментальном путешествии по Франции и Италии» Л. Стерна.

36. Движение Просвещения во Франции. «Энциклопедия» и деятельность энциклопедистов.

37. Трилогия о Фигаро П. О. Бомарше. Эволюция художественного образа Фигаро от первой части трилогии к последней.

38. Три периода творчества Вольтера. Основная идея философской повести «Кандид, или Оптимизм». Смысл формулы «Надо возделывать свой сад».

39. Драматургические принципы Д. Дидро. Понятие «мещанской драмы». Анализ повести «Монахиня» или романа «Жак-фаталист и его Хозяин» (на выбор).

40. Диалог героя и философа в повести Д. Дидро «Племянник Рамо». Рамо как новый тип литературного героя.

41. Общественно-политические трактаты Руссо. Понятие «естественного человека».

42. Роман Ж. Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза». «Просветительское» решение конфликта разума и страстей. Анализ образов главных героев — Юлии и Сен-Пре.

43. Драматургическая теория Г. Э. Лессинга. Литературно-критические работы немецкого просветителя — реформатора в области театра.

44. Жанровое своеобразие «Эмилии Галотти» Г. Э. Лессинга. Проблемы нравственности и власти в произведении. Анализ образов Принца и Маринелли.

45. Проблема «положительного героя» в драме Г. Э. Лессинга «Эмилия Галотти». Анализ образов графа Аппиани, Одоардо, Клавдии и Эмилии Галотти.

46. Литература «Бури и натиска». Творчество Фр. Шиллера. Анализ драм «Разбойники» и «Коварство и любовь» (на выбор).

47. Понятие «веймарского классицизма». Творческий путь И. В. Гете. Значение творчества И. В. Гёте для развития мировой литературы.

48. Система художественных образов в романе И. В. Гете «Страдания юного Вертера». Проблема трагического конфликта Вертера с окружающей действительностью.

49. История создания трагедии И. В. Гете «Фауст». Смысл научных и нравственных исканий Фауста. Анализ образов Фауста, Вагнера, Маргариты, Мефистофеля.

50. Анализ образа главного героя трагедии И. В. Гёте «Фауст»: Фауст и Вагнер, Фауст и Мефистофель, Фауст и Маргарита.
Вопросы к ПЗ по комедии «Скупой» Мольера
1. Жизненный путь Мольера. Основные этапы творчества.

2. Комедия «Скупой». Сюжет и система персонажей.

3. Образ Гарпагона: художественные средства создания классицистического характера.

4. Правила «трёх единств» в комедии.
Дополнительная литература
Рекомендую посмотреть экранизацию «Скупого» Луи де Фюнеса (1980)

Мольер. Скупой
Бордонов Ж. Мольер. — М., 1983.

Бояджиев Г. Н. Мольер. — М., 1967.

Гликман И. Д. Мольер: критико-биографический очерк. — М.; Л., 1966.

Гриб В. Р. Расин. Мольер. — Избранные работы. — М., 1956.

Мокульский С. С. Мольер. Проблемы творчества. — Л., 1935.

Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. — М., 1968.



Вопросы к ПЗ по роману Гёте «Страдания юного Вертера»
1. Личность И. В. Гёте и её значение для эпохи.

2. История создания «Страданий юного Вертера».

3. Образы Вертера и Лотты.

4. Внутренние и внешние причины конфликта Вертера с действительностью.

5. Черты сентиментализма в романе.

6. Функции пейзажа в «Страданиях юного Вертера».
Дополнительная литература
Гете И. В. Страдания юного Вертера.

Бент М. И. «Вертер, мученик мятежный»: Биография одной книги. — Челябинск, 1997.

Жирмунский В. М. Очерки по истории классической немецкой литературы. — Л., 1972.

Тураев С. В. От Просвещения к романтизму. — М., 1983.

Эккерман И. П. Разговоры с Гете. — М., 1981.
Ваш преподаватель
Марина Оттовна Эрштейн
доцент кафедры русской, зарубежной литературы и издательского дела,
автор монографии "Фронтир в рассказах У. Г. Симмса и проблемы «южной» романтической новеллы США"

Страница в eLIBRARY

E-mail: erchtein@mail.ru