1. Общая характеристика средневековья и особенностей средневековой литературы. Периодизация литературы средних веков.
2. Литература раннего средневековья. Кельтский эпос. Характеристика главного героя эпических песен уладского цикла.
3. Мифологические песни (песни о богах) «Старшей Эдды». Представления древних скандинавов о мироустройстве.
4. Песни о героях «Старшей Эдды».
5. «Младшая Эдда» как «учебник» и образец скальдической поэзии. Кеннинг и хейти — определения, примеры.
6. Особенности героического эпоса. «Песнь о Нибелунгах»
7. Особенности героического эпоса. «Песнь о Роланде».
8. Особенности героического эпоса. «Песнь о Сиде».
9. Рыцарская (куртуазная) литература. Характеристика понятий «рыцарь» и «рыцарство».
10. Поэзия провансальских трубадуров. Основные представители.
11. Система лирических жанров поэзии трубадуров. Определение жанров «альба», «серена», «кансона».
12. Поэтическое творчество труверов. Поэзия миннезингеров. Основные представители.
13. Циклы рыцарских романов. «Роман о Тристане и Изольде».
14. Рыцарские романы Кретьена де Труа.
15. Эпические жанры городской литературы: фаблио, шванки, фацеции.
16. Аллегорический эпос: «Роман о Розе».
17. Животный эпос: «Роман о Лисе»: двойственность образа Ренара.
18. Жанры средневековой городской драмы: мистерия, миракль, интермедия, фарс, моралите, соти.
19. Традиции городской лирики. Поэзия вагантов.
20. Английские и шотландские народные баллады XIV — XVI веков.
21. Переход к эпохе Возрождения. Жизнь и творчество Данте Алигьери.
22. Особенности композиции «Божественной комедии» Данте. Идейно-художественный анализ произведения.
23. Анализ первой части «Божественной комедии» Данте (роль вступления, структура Ада, символика, классификация грехов).
24. «Кентерберийские рассказы» Дж. Чосера: жанр, тематика и проблематика книги, особенности композиции.
25. «Первый народный певец» Франсуа Вийон. Тематика лирики поэта.
26. Эпоха Возрождения, её культурно-исторические особенности.
27. Южное Возрождение; периодизация, характерные особенности.
28. Северное Возрождение; движение Реформации: деятельность Мартина Лютера.
29. Этапы творческого пути Боккаччо. «Декамерон» Боккаччо — смысл названия, особенности композиции.
30. «Книга песен» Фр. Петрарки, образ Лауры.
31. Эпоха Возрождения во Франции. Жизнь и творчество Франсуа Рабле.
32. Роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»: источники и проблематика, система образов.
33. Три поколения великанов в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
34. Личность и творчество Эразма Роттердамского.
35. «Похвала глупости» Э. Роттердамского — основные идеи произведения. Символический образ Глупости.
36. Возрождение в Англии. Английский театр XVI века.
37. «Драматурги-елизаветинцы»: имена, основные произведения.
38. Этапы творческого пути Кр. Марло. Характеристика образов Фауста и Мефистофеля из трагедии Марло «Трагическая история доктора Фауста».
39. Биография У. Шекспира. «Шекспировский вопрос».
40. Периодизация творчества У. Шекспира.
41. Сонеты У. Шекспира: поэтическое своеобразие.
42. Комедии У. Шекспира. Анализ комедии «Укрощение строптивой». Характеры Петруччио и Катарины, их содержание и способы раскрытия.
43. Трагедии У. Шекспира. Особенности трагического в эстетике У. Шекспира.
44. Трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта»: источники сюжета, столкновение мира феодальных междоусобиц и мира любви, дружбы.
45. Анализ трагедии «Гамлет», образ главного героя, понятие «гамлетизма».
46. Трагедия У. Шекспира «Макбет»: проблема власти и ее достижения, образ Макбета и его супруги.
47. Трагедия «Король Лир»: проблема семьи и ее распада. Центральные образы трагедии.
48. «Отелло» У. Шекспира — трагедия «ревности». Система образов, смысл финала.
49. Роман М. Сервантеса «Дон Кихот»: жанровое своеобразие романа, двойственность образа Дон Кихота.
50. Утопия эпохи Возрождения: Т. Мор «Утопия».